Главная Транспорт ГИБДД О присвоении классности водителям

 

О присвоении классности водителям


003 Voditel 1 klassa
Вымпел водителя 1-го класса 1

Достаточно часто при приеме на работу на автотранспортное предприятие работники уже имеют стаж и опыт работы. Некоторые водители имеют классность. В связи с этим у работодателей транспортных компаний возникают различные вопросы, связанные именно с классностью водителя. Например, как устанавливается классность, можно ли ее понизить, обязаны ли выплачивать надбавки за нее? В данном материале ответим на эти вопросы.

Впервые классность водителей транспортных средств была предусмотрена Постановлением Госкомтруда и ВЦСПС от 17.08.1976 N 235/18. Позднее этот документ утратил силу, но Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (далее - Справочник), утвержденным Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102, установлены квалификационные характеристики водителей определенного класса. В частности, водителями 3-го класса становились все водители, которые прошли обучение и получили водительское удостоверение с разрешенными категориями В или С или только Д, водителями 2-го класса - В, С, Е или только Д (Д или Е), а водителем 1-го класса - В, С, Д и Е. Причем квалификация 2-го класса присваивается при непрерывном стаже работы не менее трех лет в качестве водителя автомобиля 3-го класса на данном транспортном предприятии, а 1-й класс присваивают при непрерывном стаже работы не менее двух лет в качестве водителя 2-го класса на данном предприятии.
Присвоение классности водителям позволяет устанавливать к заработной плате различные доплаты стимулирующего характера. В соответствии с нормами ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Причем локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Разрабатывая локальные нормативные акты (положение об оплате труда и материальном стимулировании работников), работодатель самостоятельно определяет размер надбавки за классность водителей. Но она должна быть не менее определенной в п. 3.8 Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008 - 2010 годы (зарегистрировано 25.03.2008 N 96/08-10*(1)). В организациях городского наземного пассажирского транспорта, с учетом сложившейся практики, работодателями по согласованию с соответствующими комитетами профсоюза может устанавливаться надбавка за классность:
- водителям 1-го класса в размере 25%;
- водителям 2-го класса - 10% установленной тарифной ставки за отработанное в качестве водителя время.


Придерживаться данного соглашения необходимо в силу Письма Минздравсоцразвития РФ от 24.07.2008 N 338-ТГ, в котором обращено внимание на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к данному соглашению в Минздравсоцразвития РФ работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном ч. 8 ст. 48 ТК РФ порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей. Если работодатель примет решение о введении надбавки за классность, то размер меньший, чем указан в отраслевом соглашении, установить не сможет.
Получается, работодатель может вводить надбавку за классность, а может не вводить. Если на транспортное предприятие устраивается водитель с 1-м классом, то на новом месте работы она недействительна. Вместе с тем работодатель по своему усмотрению может подтвердить классность водителя при приеме в приказе, и в этом случае классность сохраняется.


Классность можно не только установить, но и понизить (п. 7 Справочника), если водитель 1-го или 2-го класса:
- не выполняет требования, предусмотренные квалификационной характеристикой или должностной инструкцией;
- систематически не выполняет планы, графики перевозок и расписания движения;
- имеет перерасход топлива;
- имеет за последние три года работы нарушения ПДД, повлекшие за собой дорожно-транспортные происшествия;
- нарушает техническую эксплуатацию транспортного средства и правила техники безопасности.
Понижение класса квалификации объявляется приказом руководителя с занесением в трудовую книжку. Водителям, которым понижен класс квалификации, а также водителям, которые лишены права управления транспортным средством на срок более года, класс квалификации может быть присвоен на общих основаниях вновь.
Для установления порядка присвоения классов водителям работодателю необходимо разработать ряд локальных нормативных актов, потому как обязательных требований о присвоении классности ТК РФ и нормативными документами, содержащими нормы трудового права, не установлено. Для этого нужно создать квалификационную комиссию и обеспечить ее функционирование, а также разработать положение о начислении надбавки за классность водителям и положение о присвоении классности водителям - эти условия необходимы для выплаты надбавки.
Для решения вопросов о присвоении (снижении) уровня квалификации (классности) на автотранспортном предприятии создается квалификационная комиссия под председательством руководителя организации (владельца лицензии) или иного лица, назначенного соответствующим приказом. Состав и полномочия комиссии могут быть утверждены приказом или распоряжением руководителя организации.

Приведем пример: 

Общество с ограниченной ответственностью "Автопарк-М" 

Приказ N 28 
о создании квалификационной комиссии 

г. Коломна 03 августа 2009 года 

В целях присвоения квалификационного класса водителям приказываю: 
1. Создать постоянно действующую квалификационную комиссию по установлению класса водителям в составе: 
- председателя комиссии - Иванова Ивана Петровича, заместителя директора; 
- секретаря комиссии - Сидоровой Анны Ивановны, офис-менеджера; 
членов комиссии: 
- Петровой Ольги Игоревны, начальника отдела кадров; 
- Калмыкова Романа Геннадьевича, главного механика; 
- Малышева Андрея Алексеевича, водителя-инструктора по безопасности движения. 
2. Представлять списки водителей, подлежащих квалификационной аттестации, раз в год не позднее 15 июля - начальнику отдела кадров Петровой О.И. 
3. Организовать методическую подготовку квалификационной аттестации - начальнику отдела кадров Петровой О.И. 
4. Представить материалы квалификационной аттестации директору в течение 20 рабочих дней с даты протокола заседания комиссии - председателю комиссии. 

Директор Калмыков /Д.В. Калмыков/



Для получения класса водитель может написать заявление и к нему приложить представление своего непосредственного руководителя или иного работника по его поручению. В представлении дается оценка деятельности работника, его деловых и моральных качеств, указывается стаж работы и вносится предложение о присвоении определенного класса.
При оформлении представления в нем отражаются: наименование подразделения, название вида документа, дата, регистрационный номер (если документ регистрируется), адресат, заголовок к тексту, подпись. При необходимости представления визируются заинтересованными лицами. Дальше этот документ подписывается составителем и адресуется руководителю организации.

Приведем пример:

В квалификационную комиссию ООО "Автопарк-М" 
от водителя 3-го класса Ермолаева П.С. 

Заявление 

Прошу провести мне в 2010 году квалификационную аттестацию для установления 2-го класса. 
Основаниями для присвоения 2-го класса считаю отсутствие нарушений правил дорожного движения, стаж работы более 3 лет и выполнение графика перевозок. 

Ермолаев 10.07.2009



Заключение квалификационной комиссии о присвоении класса водителю оформляется протоколом. При вынесении решения о присвоении определенного класса надо руководствоваться квалификационным требованиям, которым должен соответствовать водитель 2-го и 1-го классов. Они должны быть зафиксированы в положении о присвоении классности водителям.
Водитель автомобиля (автобуса) 2-го класса должен уметь управлять автомобилями всех типов и марок, отнесенных к категориям транспортных средств В, С и Е, или автобусами категории Д или Д и Е, уметь устранять возникшие во время работы на линии эксплуатационные неисправности транспортного средства, требующие разборки механизма, без технической помощи, а также знать:
- назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобилей, отнесенных к категориям транспортных средств В, С и Е, а при работе на автобусах - Д или Д и Е, их неисправности;
- признаки, причины, опасные последствия, способы определения и устранения неисправностей транспортного средства;
- объемы, периодичность и основные правила выполнения работ по техническому обслуживанию;
- способы увеличения межремонтных пробегов автомобилей;
- особенности организации технического обслуживания и ремонта автомобилей в полевых условиях;
- особенности организации междугородных перевозок, режим работы водителей;
- основные понятия о билетной системе и тарифах на автомобильном транспорте;
- основы диспетчерского руководства перевозками, технические средства диспетчерской связи и контроля за движением автомобилей;
- показатели работы автомобилей, пути улучшения использования подвижного состава, методы работы передовых водителей;
- основные положения планирования и учета работы автомобилей;
- правила пользования средствами радиосвязи на автомобилях;
- элементы дороги, их влияние на безопасность движения;
- основные понятия из теории движения автомобиля;
- способы увеличения пробега автомобильных шин и срока службы аккумуляторных батарей.
Водитель автомобиля (автобуса) 1-го класса должен уметь управлять легковыми и грузовыми автомобилями и автобусами всех типов и марок, отнесенными к категориям транспортных средств В, С, Д и Е, и должен знать:
- назначение, устройство и правила технического обслуживания автопоездов, устройство и правила технического обслуживания автомобилей последних выпусков;
- влияние отдельных эксплуатационных показателей работы автомобилей на себестоимость перевозок;
- способы обеспечения высокопроизводительного и экономного использования подвижного состава;
- основные технико-эксплуатационные качества подвижного состава и их влияние на безопасность движения;
- элементы теории автомобиля; основные положения службы безопасности движения автотранспортного предприятия.

Приведем пример протокола заседания квалификационной комиссии: 

Общество с ограниченной ответственностью "Автопарк-М" 

Протокол 
заседания квалификационной комиссии 

17.08.2009N 3 

Аттестационная комиссия в составе: 

председателя - И.И. Иванова; 
секретаря - А.И. Сидоровой; 
членов комиссии: О.И. Петровой, Р.Г. Калмыкова, А.А. Малышева, 
а также начальника гаража легковых автомобилей Р.Х. Зарулина, диспетчера П.А. Мокрецовой 

обсудила итоги проведенной квалификационной аттестации водителя 3-го класса Ермолаева Петра Семеновича. 

Слушали: 
представление начальника автобусного парка и аттестационные материалы на Ермолаева Петра Семеновича на присвоение 2-го класса. 

Постановили: 
признать Ермолаева Петра Семеновича соответствующим требованиям для присвоения 2-го класса. 

Председатель комиссии Иванов И.И. Иванов 

Секретарь комиссии Сидорова А.И. Сидорова 

Члены комиссии Петрова /О.И. Петрова/ 
Калмыков /Р.Г. Калмыков/ 
Малышев /А.А. Малышев/ 
С протоколом заседания квалификационной комиссии ознакомлен 
Ермолаев /П.С. Ермолаев/, 17.08.2009.



После присвоения квалификационного класса необходимо также внести сведения об этом в разд. 4 личной карточки (форма Т-2) и трудовую книжку.
Класс водителю присвоен, и у бухгалтерии появляются вопросы, например, нужно ли учитывать надбавку за классность при начислении премии? Отвечаем: официального перечня доплат и надбавок к тарифным ставкам, на которые начисляется премия, трудовым законодательством не установлено. Раньше действовал Приказ Минтранса РСФСР от 30.03.1987 N 44 "О введении временной инструкции и рекомендаций по обеспечению выполнения рейсов на автобусных маршрутах", в п. 1.3 которого говорилось, что размеры премирования устанавливаются автотранспортными предприятиями в процентах к заработной плате водителей по тарифным ставкам за отработанное на маршруте время с учетом надбавок за классность, доплат за работу с разделением на две части (по разрывному графику), за руководство бригадой, за работу в ночное время. В связи с принятием ТК РФ данный документ применяется в части, не противоречащей ему. Повторимся, что ч. 2 ст. 135 ТК РФ позволяет работодателю самостоятельно устанавливать системы премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством. Поскольку премия призвана материально поощрить работника, усилить его материальную заинтересованность, в организации разрабатывается положение о премировании. В данном положении устанавливаются:
- виды премий;
- порядок утверждения, начисления и выплаты премий;
- показатели и условия премирования;
- источники выплаты премий;
- размеры и шкала премирования;
- порядок и условия лишения премий или снижения их размера.
Из вышесказанного следует, что работодатель сам устанавливает, на какие выплаты начисляется премия.

Л.В. Куревина,
эксперт журнала "Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение"

"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", N 9, сентябрь 2009 г

 
 

Сейчас на сайте

  • [Bot]
  • [Google]
  • [Yandex]
Сейчас на сайте:
  • 1 гость
  • 3 роботов
Всего пользователей: 1